Печать

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА

86  87 88

  Андрей Викторович Хуторской, директор Центра дистанционного образования «Эйдосо, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук

   ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА (ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ «СВОБОДНЫХ НАУК»- МАТЕМАТИКИ, МЕХАНИКИ, ФИЛОСОФИИ), ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ. РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА СТАЛА РАЗРАБАТЫВАТЬ НОВЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА-ЛИЧНОСТИ, У КОТОРОГО НА СМЕНУ СРЕДНЕВЕКОВОМУ МЫШЛЕНИЮ ПРИХОДИТ УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ЛЮБОПЫТСТВО, ВКУС К НАУКАМ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЯВИЛАСЬ НЕОБХОДИМОСТЬ В НОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ОБУЧЕНИЯ. 


   Большое внимание вопросам дидактики уделил в своей педагогической системе первый русский академик М.В. Ломоносов (1711-1765). Учёный выступил сторонником классно-урочной системы, новой идеи в русской педагогике. В «Проекте регламента московских гимназий», который содержал 63 параграфа, он предложил целостную систему обучения, построенную на «экзерцициях» — упражнениях, выполняемых учащимися в школе и дома. Рассмотрим, как строился учебный процесс в данной дидактической системе.
   М.В.Ломоносов писал: «Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского...»1. В начале дня каждый ученик рассказывает упражнение старшему школьнику того же класса, оценивающего его работу в специальной таблице, которую затем смотрит учитель. В результате проверки экзерциций в сводной таблице против каждого дня и имени ученика указывается «что кто исполнил или пропустил». Ломоносов предложил следующие обозначения:

В. И.— всё исполнил.
Н. У. — не знал уроку.
Н. Ч.У.— не знал части уроку.
З.У.Н.Т.— знал урок нетвердо.
Н.З.— не подал задачи.
X. 3. — худа задача.
Б. Б.— болен.
X.— не был в школе.
Ш.— шабаш.

   Вторая школьная экзерциция, по Ломоносову,— это решение коротких задач или устный перевод небольших сентенций из прозы в стихи и наоборот. Эти упражнения ученики выполняют уже после лекции учителя. Домашние экзерциции задаются трижды в неделю и представляют собой «короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или преложения с прозы на стихи».
   В конце каждого месяца экзерциции проводятся в течение дня «при других классах», то есть преподаватели предлагают сразу всем учащимся небольшие задания, которые те должны выполнить, не заглядывая в книгу. Их результаты заносятся в общий табель и передаются ректору гимназии. В табеле отмечаются такие параметры, как прилежание и остроумие учеников. По итогам учащихся разделяют на три группы: лучшие, посредственные и последние.
   В гимназии три класса— низший, средний и старший (верхний). Перевод учеников в следующий класс, а из верхнего класса в студенты университета, происходит по результатам ежегодных экзаменов. Для гимназистов верхнего класса Ломоносов рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. То есть с возрастом учащимся предлагалась всё более широкая аудитория для демонстрации своих учебных результатов.
   Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли оказывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены: «чтобы знать в успехах каждого разность, тогда никто друг другу помогать не должен. Равно как и в то время, когда по спросу учительскому говорит кто свой урок наизусть и не знает твёрдо, близ его сидящий товарищ не должен ему тихонько подшёптывать и тем помогать его лености. Такой помощник равному наказанию с незнающим подвержен».
   По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учёта следующих педагогических условий: обучение на родном языке, последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светскость образования, единство и преемственность планов средней и высшей школы.
   В учебных планах, составленных Ломоносовым, синтезируется классическое, естественно-научное и реальное образование. Все предметы делятся им на обыкновенные (обязательные для всех): русский язык, латинский язык, «начатки философии и математики» и дополнительные: греческий, немецкий, французский языки. Обыкновенные предметы распределялись по трём классам: низший, средний, высший. Дополнительные — по двум.
   Ломоносов обозначил объём знаний по каждому из дополнительных предметов: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в его знании предполагалось в университете под руководством профессора по собственному желанию.
    Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким— с неприятельми, италиянским— с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Благодаря Ломоносову в гимназии появились классы русского языка («российская школа»). В «российской школе» изучались русский язык и русская история.
   В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал в «российской школе» обучать детей народным русским способом: «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую».
   Ломоносов требовал, чтобы уже в первом русском классе дети могли «читать и писать в совершенстве», соблюдая принцип доступности обучения: «Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник ещё российской грамоты не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие классы, к другим наукам.
   Примером отношения к грамматике выступал учитель: «Нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чём должен быть искусен и сам учитель этого класса».
Ломоносов придавал большое значение естественному образованию, хотя естественные науки тогда были развиты слабо и включались в философию, которая состояла из элементов физики, психологии, математики.
   Ломоносов предлагал учителю методические рекомендации по подготовке к урокам, советовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения: «Должно опасаться, чтобы не примешать мелких и слову непристойных обстоятельств, чтобы не отступить от слова к другой посторонней материи, чтобы речи не были безмерно закручены и идеи бы, вместе быть должные, не были одна от другой далече разметаны, чтобы много разных вещей не стеснять в кучу и тем бы не отяготить понятие слушателей, чтобы не представить, что слушателям невероятно, смешно и подло показаться могло, чтобы истолкование не весьма просто и низко было и несвязными речьми и весьма много раз повторенными теми же словами не скучно казалось».
    Для успешного обучения Ломоносов предложил систему поощрений и наказаний, как публичных, так и приватных. Например, приватными награждениями являются:


« 1) похвальные слова;
2) повышение места перед другими;
3) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать вместо штрафа;
4) давать грыдорованные картинки, тетрадки, книжки».

   В то время в Западной Европе считалось, что научные мысли можно выражать лишь на латинском языке. Благодаря педагогическим работам Ломоносова, информация о достижениях мировой науки стала более доступна для учащихся, поскольку выражалась на русском языке. В 1760 году вышел написанный М. В. Ломоносовым первый учебник отечественной истории «Краткий российский летописец с родословием». Его перу принадлежит также учебник «Российской грамматики», опубликованный в 1757 году и ставший на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого сохраняются до сегодняшних дней.
   Ломоносов распространил сочинения Я. А. Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии.
   Основной заслугой М.В. Ломоносова в области развития дидактики высшего образования стало его обоснование необходимости и последующее открытие в 1755 году Московского университета. В нём работали три факультета: философский, юридический, медицинский.
   Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана группа русских профессоров, боровшихся за национальное просвещение. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобождён от политического надзора, сборов, имел свой суд.
   Перед университетом Ломоносов поставил цели, объединённые идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
2) популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

   В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, который предложил оставить в ведении Святейшего Синода.
   При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Причиной успеха было целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII века.
   Ломоносов представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы, обозначил её структуру, выделил особые подразделения:


• российская;
• латинская;
• «первых оснований в науках»;
• «знатнейших европейских языков».


   Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трёхгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века.
   Ломоносов разработал рекомендации для гимназистов, которые должны:


• не спорить с учителями;
• быть дружными между собой;
• быть учтивыми с другими, а не гордыми и пустыми;
• остерегаться «пустых слов, подлых и соромских»;
• не хвастаться и не лгать;
• не обижать другого;
• помогать друг другу в учении, избегать подсказок;
• соблюдать чистоту и порядок;
• в церкви, на молитве и за едой быть тихим и внимательным.


   Ломоносов считал, что леность всего вреднее учащимся, и она должна преодолеваться «послушанием, воздержанием, бдением и терпением». Он рекомендовал «удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку».