Печать

Библиотечные каталоги: функции, назначение, организация

       30 октября для библиотекарей сельских филиалов был проведен семинар «Библиотечные каталоги: функции, назначение, организация». Его главной целью стало знакомство с ролью каталогов в формировании и эффективности исполь¬зования библиотечных фондов, в повышении уровня справочно-библиографической, информационной, индивиду¬альной и массовой работы с читателями, методической и исследовательской работы, а также издательской деятельности библиотеки.

       В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
       - «Назначение и функции системы библиотечных каталогов: их виды, типы, формы» - эту консультацию подготовила и провела заведующая Отделом комплектования и обработки литературы Пушкарева Т. В.
       Со вторым вопросом «Организация и ведение каталогов: алфавитного и систематического», включавшем в себя особенности раскрытия фондов в различных аспектах, связи системы каталогов с фондом, внутреннего и внешнего оформления, расстановки разделителей и библиотечных карточек, алгоритма поиска документов в каталогах, выступила Созонтова Л. М. – библиотекарь Кейзесской библиотеки.
       С вопросом «Особенности систематического каталога для детей», присутствующих ознакомила В. В. Михаль, ведущий библиотекарь детской библиотеки. Особое внимание она уделила дифференцированному подходу к возрастным читательским группам, а в связи с этим внутреннему оформлению разделителей, классификации документов, согласно типовым делениям таблицы ББК для детских и школьных библиотек и количеству библиографических записей, за разделителями.
       О причинах и правилах редактирования каталогов, своим коллегам рассказала Е. А. Тимошевская библиотекарь Кукарской библиотеки, обратив внимание на виды редактирования, в зависимости от объема и организации работы.
       Вопросы, связанные с оперативным поиском информации в электронном каталоге OPAC-Global, озвучил А. А. Серобабов, программист МБУК СМЦБ. Слушатели познакомились с базовым и расширенным поиском библиографических записей.
       После теоритической части семинара для специалистов библиотек были проведены практические занятия: были приготовлены каталожные разделители и карточки из систематического каталога, которые нуждались в правильной расстановке. Еще одним способом закрепления полученной информации явился билет, (как на экзамене), с вопросом звучавшем в ходе семинара.
       Поиск в электронном каталоге, по:
          Автору
          Заглавию
          Ключевым слова
          Названию источника
          Серии
          Индексам ББК
          Инвентарному номеру
          Издательству
          Году,

вызвал у библиотекарей особый интерес, они самостоятельно забивали в поисковой строке приготовленные данные, и выписывали полученную информацию, для создания «обратной связи».
       К каждому выступлению была подготовлена электронная презентация.
       Раздаточный материал в виде брошюр, с основными типовыми делениями ББК и основными делениями ББК для детских и школьных библиотек, был воспринят, как необходимый элемент в работе.
       В целом следует считать работу семинара удачной, кто-то из коллег обновил свои знания, кто-то получил необходимую информацию, которую будут успешно применять в своей работе.


Зав. ОКиО Пушкарева Т. В.

Седельниковский район Министерство культуры Омской областиОмская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина