Печать

«Что значит для тебя война»

       В преддверии 70-летия Победы в апреле 2015г. отдел обслуживания Центральной районной библиотеки проводил анкетирование «Что значит для тебя война» с целью изучения читательского интереса и уровня знаний подрастающего поколения по истории Великой Отечественной войны. Нам было интересно узнать, как оценивает юношество Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 70 лет. Как сохраняется, воспроизводится историческая память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат.

       Знание истории своей страны и истории родного края очень важно для каждого из нас. Но не менее важно знать историю своей семьи, гордиться ею и брать хорошие примеры и опыт своих предков, чтобы строить будущее. Если каждый из нас последует этому правилу, будут чтить и помнить свою историю множество семей, составляющие наше общество, то это общество ждет достойное будущее.
       В анкетировании приняло участие 80 учащихся в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 9 – 10 классов Седельниковской школ №1 и №2.
       Точные даты начала и окончания Великой Отечественной войны знают 56 из 80 опрошенных, что составляет 70% от общего числа респондентов.
96% российских учеников считают, что подвигами героев Великой Отечественной войны можно гордиться и сегодня. Таковы данные социологического исследования «Что значит для тебя война», проведенного центральной библиотекой в апреле этого года.
       Великая Отечественная война остается главным событием советской истории, которое рождает у нового поколения россиян чувство гордости.
       Почтительное отношение к подвигу советского народа проявляется на фоне неплохих знаний о ее важнейших этапах и героях — организаторов Победы и людях, отдавших жизнь за Родину.
       91% опрошенных чаще других полководцев вписывают имя Г. К. Жукова. К числу известных советских военачальников учащиеся относят Рокоссовского, Конева, Малиновского, Сталина, Тимошенко, Чуйкова, Рыбалко, Шапошникова. К сожалению, массовыми эти ответы назвать нельзя, т.к. они даны отдельными учащимися. Искажены представления об истории нашей страны, известных личностях, связанных с военным делом, у значительного числа опрошенных. Так, известными советскими военачальниками времён войны 1941 – 1945 годов названы: Суворов, Давыдов, Тухачевский, Кутузов и др. К сожалению, есть и такие ученики (7 человек, что составляет 8% от общего числа) не знает ни одного военачальника.
       Самыми известными нашим ученикам битвами являются: Сталинградская битва для половины опрошенных (42 ответа, что составляет 48% от общего числа респондентов); Курская битва для каждого третьего (26 ответов, что составляет 32% от общего числа опрошенных); сражение под Москвой для каждого пятого (16 ответов, что составляет 20% от общего числа опрошенных); в немногих ответах (от 9 до 1) названы сражения под Смоленском, Киевом, Берлином, освобождение Украины, оборона Ленинграда, Севастополя и Одессы. К сожалению, значительная часть опрошенных (23 ученика, что составляет 28% от общего числа респондентов) не знает ни одного сражения, повлиявшего на ход войны.
       Уходит живая информация о войне и из семей. Об участвующих в военных действиях и трудившихся в тылу родственниках большинство учеников говорит кратко, на уровне называния: «дед», «прадед», «бабушка», «прабабушка». Вызывают уважение ученики, давшие более конкретные ответы. Обратимся к цитатам: Прадед участвовал в войне, пропал без вести; Прадедушка был шофёром, возил оружие, продовольствие…; В войне участвовал мой прадед Буйницкий М.С., стрелок, ранен в 1943 году; Прадедушка Тимомеев Митхат пришел с войны лейтенантом, был ранен; Прабабушка Тимомеева Афира работала в тылу на заводе; Все мои прабабушки и прадедушки трудились во время войны; Мой прадед во время войны перевозил через озеро продукты; Мой прадед дошел до Берлина; Прадед воевал, имел награды, пропал без вести. Цифры говорят, что «Иванами, не помнящими родства», можно назвать каждого пятого из опрошенных, т.к. 15 человек (18%) не дают никакого ответа о родственниках, участвующих в войне или работающих в тылу.
       То, что праздновать День Победы собираются все участники опроса, подтверждает тот факт, что Победа в Великой Отечественной войне остается важным элементом исторической памяти всех поколений. Полученные ответы на вопрос: «Как Вы воспринимаете праздник 9 Мая?» свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных собираются участвовать в общественных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине Победы (43%). Это позволяет заключить, что для современного школьника Победа в Великой Отечественной войне остаётся всенародным праздником. Сложившиеся традиции по празднованию Дня Победы воспринимаются молодыми людьми, прежде всего, как дань памяти поколению Великой Отечественной войны, совершившему великий подвиг. Восприятие праздника Победы многими учениками нельзя назвать однозначным, т.к. этот праздник как никакой другой вызывает у них противоречивые чувства: гордость за народ-победитель и скорбь о погибших; радость и печаль; восхищение и грусть; заставляет плакать, испытывать боль в душе и одновременно восхищаться мужеством, стойкостью всего нашего народа. Процитируем мысли некоторых учеников, которые показывает значимость Победы лично для каждого из нас: этот праздник, о котором нужно говорить с поднятой головой. Ведь наши родные проливали кровь за освобождение. Не смогли определиться с тем, как воспринимается ими праздник Победы, т.е. не дали ответа на этот вопрос 4 школьника, что составляет 5% от общего числа опрошенных. Для абсолютного большинства учеников 9 Мая является днём, который отличается от других дней их жизни. Так, они: смотрят парад Победы; ходят на митинги и концерты, организованные в честь Победы; вспоминают героев и родственников, участвующих в войне; чтят память погибших, возлагая цветы к памятникам воинам, смотрят фильмы о войне; поздравляют ветеранов войны с Победой.
       Таким образом, Победа в Великой Отечественной войне остается тем историческим событием, результаты и уроки которого несут в себе большой потенциал патриотического воспитания современной молодежи. Молодежь понимает важность этого события и хочет знать о нем. Необходимым является поиск оптимальных в современных условиях форм изучения истории Великой Отечественной войны. Во время анкетирования учащиеся искренне отвечали на наши вопросы. Мы благодарны нашим ученикам за ответы и их знания о Великой Отечественной войне. Вместе мы вспомнили Великую Победу и людей, которые её совершили!
По результатам анкетирования в центральной библиотеке представлены: книжная выставка «Вам, из другого поколения»; информационный стенд «Нет, не зря, Василий Теркин, подружились мы с тобой!»; буклет «Теркин – кто же он такой»; уголок памяти «Победа – 70 лет»; рекомендательные указатели художественной литературы о Великой Отечественной войне: «Вам, из другого поколения», « Память сильнее времени»; буктрейлер «А в след нам токовали глухари»; литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо…»; акция «Память сильнее времени».

Информацию подготовила библиотекарь ЦБ Комова Г.Г.

Седельниковский район Министерство культуры Омской областиОмская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина